Вариативность образования


Вариативность образования
   1. один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования;
   2. результат реализации принципа и политики развития В.о. - свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории.
   В.о., в конечном счёте, нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Реализация идей В.о. осуществляется различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их образователь- ных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих путей и способов могут реализовываться и в условиях отдельного образовательного учреждения. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования в школе.
   Образовательные системы, построенные на принципе В.о., требуют адекватного построения организационной структуры школы и специфического подхода со стороны систем внутришкольного управления (см. Управление школой). В частности, в таких системах необходимы органы, службы и формы работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образовательных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, выстраивание различных образовательных траекторий, разработку и осуществление принципов комплектования классов, групп, потоков учащихся (например, педагогические консилиумы, годичные команды учителей). При существенных различиях между имеющимися в школе вариантами образования эти новые варианты требуют отражения в специальной группировке учителей в общей организационной структуре школы и структуре управления.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 31)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Вариативность образования" в других словарях:

  • Вариативность образования — обучение по образовательным программам различного уровня (для талантливых и одаренных детей повышенный уровень, общеобразовательный уровень, коррекционно развивающий уровень для детей, испытывающих затруднения в обучении)... Источник:… …   Официальная терминология

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования — основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего… …   Википедия

  • Россия, Российская Федерация (история образования) —     Государство в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 145,9 тыс. чел. (1999). Государственный язык русский. Столица Москва.    История образования. Дошкольные учреждения в 18 19 вв. рассматривались гл …   Педагогический терминологический словарь

  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — устар. народное образование, один из осн. социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенац. система образоват. учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Диверсификация системы образования — (лат. – отклонение) – это принцип ее организации системы образования в условиях демократии и рынка. Этот принцип допускает разнообразие, разносторонность и вариативность развития образовательных учреждений и органов управления ими. При этом… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Диверсификация образования — многоуровневость образования, многоступенчатость профессиональной подготовки кадров, многофункциональностьучебных заведений, вариативность и гибкость образовательных программ, видовой плюрализм и институциональная активность …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Профессиональное самоопределение —     процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально профессиональных потребностей. П.с. является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в …   Педагогический терминологический словарь

  • ГИМНАЗИЯ — (от греч. gymnasion место для гимнастических упражнений) 1) среднее общеобразовательное учреждение в некоторых зарубежных странах и в дореволюционной России; 2) образовательное учреждение среднего (полного) общего образования, дающее, в основном …   Профессиональное образование. Словарь

  • Гимназии —     средние общеобразовательные учебные заведения (обычно гуманитарно филологического направления). Термин Г. заимствован из Древней Греции. Становление Г. Нового времени связано с возникновением в 15 16 вв. латинских школ, готовивших к… …   Педагогический терминологический словарь

  • Гимназия — среднее образовательное учебное заведение в системе непрерывного образования с углубленным изучением дисциплин, обеспечивающее вариативность образования …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Книги

Другие книги по запросу «Вариативность образования» >>